Недавно в Жезказганском казахском музыкально-драматическом театре им.С.Кожамкулова прошла премьера спектакля под одноименным названием. Режиссер-постановщик Темиржан Жанботаев. Спектакль «Жестокий урок» по пьесе русского писателя-драматурга В.Красногорова два года назад был представлен вниманию зрителей на русском языке по просьбе самого автора. В основе пьесы лежит реальная история психологического эксперимента, получившего международный резонанс.
В спектакле на русском языке играли артист, «Мәдениет қайраткері» Бакытжан Ибраев (профессор Кольцов), молодая актриса Гаухар Майрамбек (Алиса) и студенты актерского отделения Жезказганского музыкального колледжа. Этот спектакль был на гастролях в городах Караганды, Степногорск, Кокчетав.
В этом году этот спектакль зрители увидели на казахском языке с новым актерским составом. Перевод пьесы сделала актриса театра Райхан Ибраева.
В настоящее время люди часто читают на страницах печатных изданий и смотрят по телевизору передачи о жестоком насилии, от которых волосы становятся дыбом. Почему в данное время участились никому не нужные войны, терроризм, пытки над заложниками, распри между вероисповеданиями, национальная вражда, полное уничтожение, насилие, убийства? В чем его истинный корень? Кто совершает данные действия? Вот эта вселенская проблема, волнующая все человечество лежит в основе психологического эксперимента профессора Кольцова. Цель эксперимента Кольцова - объяснить людям, что происходит в этом мире, выяснить социальную и психологическую основы человеческой жестокости, определить пределы чуждых человечности качеств, переходящих в жестокость.

IMG 9953Перед началом эксперимента профессор (арт. Жанибек Аристамбеков) говорит своим студентам:
- Вы будете сегодня играть роль “учителей”. Ваша задача - сделать так, чтобы “ученик” как можно быстрее и лучше выучил урок. Чем быстрее «ученик» выучит урок, тем выше будут оцениваться ваши педагогические способности, - говорит он, объясняя цель исследования. Студенты Кира и Михаил (арт. Тогжан Нуртаза, Нуржан Бейсбеков) вооружившись наставлениями своего педагога, по ходу заучивания отрывка из произведения начинают пытать ударами электрического тока участницу научного эксперимента (арт. Гульдер Алиева) за ошибки во время заучивания текста. В ходе эксперимента раскрываются истинные лица каждого героя, данный опыт оставляет особый след в судьбе каждого из них.
Кира актрисы Тогжан Нуртазы происходит из обычной простой семьи. Она одна из студенток университета, которая получает стипендию и подрабатывает на жизнь официанткой в ресторанах. А у Михаила (арт. Нуржан Бейсбеков) отец - бизнесмен. Целью молодого человека, выросшего в богатой семье не знающей нужды является получение диплома. В будущем он не будет работать по специальности, а продолжит развитие бизнеса своего отца. Он любит Киру, поэтому вместо Наташи, которую просил привести профессор для участия в эксперименте, он приводит Киру.
Сюжет спектакля начинается спокойно, постепенно набирая оборот. Злободневная тема спектакля ни на минуту не отпускает зрителя. Они всей душой переживают за героев и с нетерпением ждут финала спектакля.
Мягкосердечная Кира не выдерживает страдания Алисы (арт. Гульдер Алиева) и отказывается продолжать эксперимент. А вот Михаил сильнее распаляется видя страдания «ученицы» и доводит силу электротока до 300 Вт., а потом обвиняет своего учителя в том, что он выполнял его поручение и таким образом старается оправдать себя.
С одной стороны кажется, что сюжет спектакля совсем прост. Только в конце спектакля, когда в течение часа и зрителей, и некоторых героев история в спектакле не выпускает из тисков страха, вы неожиданно станете свидетелями совершенно другого финала. И вы поймете, что это всего лишь мастерски воплощенная игра, которая и героев, и зрителей держала в оцепенении.
В спектакле участвуют всего четыре персонажа: профессор Кольцов, его ассистентка Алиса и студенты Кира и Михаил. Несмотря на это, постепенно развивающаяся история не оставила зрителей равнодушными. В данном случае, наравне с историей пьесы свой вклад в искреннее преподношение сюжета зрителям внесли режиссерское решение и согласованная игра актеров.
В самом начале профессора Кольцова считают слишком жестоким. У зрителей возникает вопрос: разве можно так издеваться над человеком только за то, что ему заплатили? Даже Кира, которая по-особому уважала профессора и в глубине души испытывала к нему теплые чувства в ходе экперимента приняла его как жестокого человека, и только в конце узнала его истинное лицо.

IMG 9818
Артист Жанибек Аристамбеков смог правдиво передать образ своего героя. Он создал его хладнокровным, спокойным, преданным науке, проводящий данный эксперимент вопреки запрету руководителей университета, показал его как ученого, который ищет пути спасения человечества от жестокости и насилия. По мнению профессора, в каждом человеке есть определенная грань жестокости. Иногда оно переходит в злодеяния и доводит до убийства человека. Но что его подталкивает? Какая сила приводит в действие механизм жестокости? Кольцов после эксперимента рассказывает своим студентам, что он сам понял в результате эксперимента:
– ... Возникает вопрос – что за люди совершают все эти преступления? Кто подкладывает взрывчатку в автомобили и самолеты, уничтожает автобусы с детьми, расстреливает женщин, направляет дуло револьвера на политика? В большинстве случаев - добропорядочные граждане, честные, смирные, тихие. Нередко они любят своих жен и детей, жалеют животных, верят в бога и слушают музыку Моцарта. Более того, эти преступники не чувствуют даже угрызений совести. Они, видите ли, исполняли приказ - вот их оправдание. Вот я и задумал большую серию опытов, которую назвал "Эксперимент “Послушание”". Подлинная суть опыта заключается в том, чтобы выяснить, до каких пределов доходит человек, причиняя боль невинной жертве по указанию руководителя, и, если он откажется, то на какой стадии.
Поочередно развязывая психологический узелок, зрители вместе с героями поневоле устремляют взгляд в себя, где хранятся тайны человеческой души и отрицательные качества, о которых никто не хочет рассказывать, ставят себя на место героя и задают вопрос: Как бы я поступил в данном случае? Об этом режиссер Темиржан Жанботаев говорит:
- Если среди зрителей, находящихся в зале хоть пять человек поймут содержание спектакля и его цель и сделают соответствующие выводы, то я бы посчитал, что как режиссер я достиг своей цели.
Нам нечего добавить к словам режиссера. В этот период, когда жестокость и злоба стали частью жизни, мы не должны терять наши драгоценные человеческие качества, и по возможности должны впитать в будущее поколение чувства добра и милосердия, возможно тогда мы сможем остановить жестокость, овладевшую всем миром?! В таком случае и жестокий урок профессора достиг бы своей цели.

Поиск

Любимая цитата

zhanbotaev d

Жанботаев Д.А.

"Искусство не знает границ. Во все времена и во всех странах оно служило идеалам добра, любви, справедливости, утверждало высокие нравственные ценности. Трудно переоценить значение искусства в сохранении культурного разнообразия, национальной самобытности, народных традиций, воспитания любви к родной земле и своей истории."
Олжас Сулейменов

 

Любимая цитата

zhanbotaev t

Жанботаев 
Т.Д.

"Не насилуй душу не своей профессией. Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету. И пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни - это не дело, а жизнь"
Харуки 
Мураками